КАК БЫТЬ С R410A ? ВАЖНО ЗНАТЬ ХОЛОДИЛЬЩИКУ!

КАК БЫТЬ С R410A ? ВАЖНО ЗНАТЬ ХОЛОДИЛЬЩИКУ!

       В последние два десятка лет R410A был оптимальным хладагентом в Европе и других регионах планеты с момента его первого выхода на рынок в середине 1990-х годов – в качестве замены рабочего вещества R22 с высоким показателем разрушения озонового слоя. В настоящий момент R410A обретает повышенный уровень популярности на некоторых важнейших мировых рынках и развивающихся странах по мере более активного вытеснения R22 в рамках соглашений по Монреальскому Протоколу. Однако, какое же будущее у этого хладагента?

По сути, кроме запрета в новых маломощных одиночных сплитах с 2025 года и в мобильных системах с 2020 года, рабочая жидкость R410A в основном осталась нетронутой недавними Европейскими законодательными нормами по фторсодержащим газам. И в то время как хладагенты R404A и R507 со своими высокими значениями GWP около 3300, используемые в проектах коммерческого охлаждения, исчезнут через несколько лет с рынков Европы и США, R410A уверенно движется вперед. Или это только так кажется?


       С таким высоким GWP, хладагенты R404A и R507 были очевидными кандидатами на запрет – однако лишь по причине наличия альтернатив с более низким показателем GWP, доступных на рынке. Аналогичная история с рабочим веществом R134a. В Европе и на других континентах, углеводороды на протяжении многих лет использовались в качестве замены R134a в бытовых холодильниках, а также в небольших коммерческих портативных морозильниках. И несмотря на некоторую оппозицию в Германии, гидрофторолефин HFO R1234yf уже доступен в качестве замены R134a в автомобильных кондиционерных системах. При широком выборе альтернативных вариантов, хладагент R134a оказался в запретном списке для авто-приложений, как в Европе, так и в Соединенных Штатах.
       Хладагент R134a отличается показателем GWP равным 1430, в то время как аналогичный параметр R410A – 2088, что почти вдвое выше. Почему же не запретить рабочую жидкость R410A? Очевидной и наиболее практичной причиной является отсутствие в настоящий момент равноценной и жизнеспособной альтернативы, доступной на мировом рынке, для использования в коммерческих кондиционерных системах.


Новый хладагент R32, активно продвигаемый глобальным климатическим лидером DAIKIN и другими производителями для использования в малых сплитах, а также пропан рассматриваются для подобных приложений на некоторых Дальневосточных рынках. Однако степень воспламеняемости этих рабочих веществ препятствует их применению в рамках действующих национальных и международных стандартов безопасности во всех типах кондиционерного оборудования за исключением небольших сплит-ситем.


        До настоящего времени, ни один международный стандарт не признавал категорию A2L “умеренно воспламеняющихся” хладагентов, присвоенную Ассоциацией ASHRAE рабочим веществам типа R32. Однако с учетом договоренностей о пересмотре стандартов, мы вскоре станем свидетелями послабления норм по хладагентной заправке для газов категории A2L, допуская, таким образом, объемы до 60 кг.
        Кроме того, на стадии разработки находятся сейчас другие хладагентные смеси, соответствующие категории A2L и составляющие конкуренцию хладагенту R32 в качестве потенциальной замены R410A. Ожидается также классификация всех новых рабочих смесей как “умеренно воспламеняющихся” и подпадающих под A2L.


Разработка альтернатив хладагенту R410A


       Две недели назад на Конференции ICR2015 в Японии, Ingersoll Rand анонсировал дебют чиллера Trane с воздушным охлаждением на базе нового альтернативного хладагента от Chemours в качестве замены R410A. Известная как DR-55, новая смесь гидрофторолефина и гидрофторуглерода HFO/HFC рассматривается в настоящий момент для использования в компактном и бытовом кондиционерном оборудовании.
Более того, производитель Chemours, представляющий новый газ под маркой Opteon XL55, называет его подходящим для бытовых, легких коммерческих и коммерческих оконных приложений, мобильных систем, мини- и канальных сплитов, полупромышленных и коммерческих полупромышленных кондиционеров, а также мульти-сплитов и холодильных машин прямого расширения.


       С показателем GWP равным лишь 676, этот хладагент считается наиболее оптимальной заменой R410A с низким GWP, достигающей 5%-е увеличение энергоэффективности и обеспечивающей великолепную производительность высоких внешних температур, а также низкое значение температурного гистерезиса – лишь 1K.
По словам представителей Chemours, компания ожидает решение регуляторного органа на предмет доступности кондиционерных систем на основе DR-55 в течение ближайших 12-18 месяцев.


       Chemours также располагает рабочим веществом Opteon XL41, классифицированным Ассоциацией ASHRAE как R-454B. Ранее XL41 являлся опытным хладагентом DR-5, т.е. смесью гидрофторолефина 1234yf и R32. Показатель GWP хладагента XL41 ниже DR-55 и равен 460, однако Chemours признает факт улучшенного сочетания производительности и воспламеняемости у DR-55.


       Компания Honeywell разрабатывает по крайней мере две альтернативы хладагенту R410A – L20 и L41. В реальности обнародованы минимум две версии L41, обе содержащие хладагенты R32 и HFO1234ze, один из которых включает также некоторое количество HFO1234yf.


       Не желая пасти задних, производители Arkema и Mexichem также разрабатывают альтернативы, считающиеся близким подобием хладагенту R410A. Arkema известен своей работой над ARM-71a, другим представителем категории A2L со значением GWP менее 500. По информации с рынка, ARM-71a отличается более низкой температурой нагнетания по сравнению с R32 и низким температурным гистерезисом. Разработка компании Mexichem – HPR2A, однако показатель GWP этого продукта около 600.


В прошлом году в игру вошел новый игрок – японская компания Asahi Glass также анонсировала разработку замены хладагенту R410A. Исключительным образом, новая хладагентая смесь под названием Amolea была основана на другой новой гидрофторолефинной молекуле 1123. С тех пор никаких дополнительных сведений о данной разработке не поступало, впрочем, компания планирует вывод на рынок нового продукта в 2016 го

 

Положение хладагента R410A вряд ли изменится в краткосрочной перспективе, однако если новые альтернативы с низким значением GWP докажут свою жизнеспособность и совместимость с коммерческими системами, обладающими новыми лимитами заправки воспламеняющихся хладагентов, предстоящий запрет в некоторых новых приложениях не заставит себя долго ждать.

К счастью, любые возможные законодательные ограничения в ближайшем будущем вряд ли смогут отрицательно сказаться на климатических системах с хладагентом R410A, установленных в ближайшие 5-10 лет – большинство коммерческих систем останутся совершенно легальными на рынке и пригодными к обслуживанию на протяжении 15+ лет эксплуатационного срока службы.

 

943